Минстрой установит потолок роста стоимости госстроек

Министерство строительства обнародовало законопроект, предполагающий введение формального потолка для роста стоимости государственных строек — ее можно будет менять только внесением правки в федеральный бюджет. Кроме этого ведомство Михаила Меня предлагает возложить ответственность за эффективность использования государственных капвложений непосредственно на госзаказчика строек, пишет газета «Коммерсантъ». До сих пор законодательство не предусматривало чьей-либо ответственности за превышение сметы.

Подготовленный законопроект направлен на усиление контроля расходования средств федерального бюджета, выделяемых на капитальные вложения. Эти средства распределяются с помощью Федеральной адресной инвестиционной программы. В 2015 году она предусматривает финансирование строек в размере 822,1 млрд руб., в 2016-м — 711,6 млрд руб., в 2017-м — 716,4 млрд руб.

Вводимое проектом ограничение смет госстроек описано Минстроем следующим образом: "Сметная стоимость инвестпроектов... не может превышать предполагаемой (предельной) стоимости", установленной правительством при формировании федерального бюджета. Исходя из формулировок законопроекта потолок стоимости не будет зафиксирован окончательно, но все изменения в предельную стоимость крупных объектов можно будет вносить только вместе с изменением самого бюджета, то есть под прямым контролем Минфина и Минстроя и при ответственности госзаказчика.

Вторая проблема, решаемая Минстроем, — ответственность за надлежащее использование денег бюджета. Нынешние формулировки закона "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" не предусматривают ответственности какого-либо лица за эффективность инвестпроекта. При этом, как отмечают в министерстве, критерии эффективности содержатся в постановлении правительства N590 от 12 августа 2008 года: инвестпроекты проверяются на соответствие качественным и количественным критериям, а также предельному значению оценки эффективности использования бюджетных средств.

На данный момент понятие ответственности вводится проектом только для федеральных заказчиков, но можно предположить, что после отработки механизма он будет продублирован и для регионального строительного госзаказа. Пока стройки субъектов подпадают лишь под контроль региональных счетных палат, а ответственность заказчиков остается нерегламентированной. Объем региональных бюджетных строек превышает объем федеральных: в 2014 году, по данным Минфина, на капвложения регионы потратили 1 трлн руб., что составило 11% всех расходов. Так, Москва за год инвестировала в стройки 167,5 млрд руб. (10% всех трат).

Еще одним инструментом ограничения стоимости строек должна стать передача Минстрою контроля разработки, утверждения и применения сметных нормативов (соответствующий проект приказа в ведомстве уже подготовлен). "Разработка сметных нормативов будет осуществляться исключительно ФЦЦС по заданию Минстроя, так как данные сметные нормативы, применяемые при строительстве объектов с привлечением бюджетных средств, являются государственными", — подчеркнули в ведомстве.

Источник: Пресс-служба ФАУ ФЦЦС