В предыдущем посте, посвященном теме «Перебазирование строительной техники», мы рассказали об основных моментах, которые необходимо учитывать при расчете стоимости перебазировки и включении ее в сметную документацию, а также сделали ссылки на соответствующие методические указания и нормативные документы. В этом посте мы приступим к детальному разбору методов подсчета стоимости перебазирования строительных механизмов и рассмотрим возможность автоматизации подобных расчетов с помощью программного модуля «Адепт: Перебазировка».
Как мы уже говорили, есть две группы строительной техники: для первой – затраты на перебазирование уже учтены в используемой для расчетов сметной нормативной базе, для второй – расходы на перебазировку либо отсутствуют, либо есть необходимость определить их в индивидуальном порядке. В таких случаях расчеты производятся самостоятельно с помощью определенных калькуляций, зависящих от схемы перебазирования:
1) своим ходом;
2) на буксире;
3) на прицепе без демонтажа;
4) на прицепе с демонтажом и последующим монтажом.
Для каждой схемы существуют четко прописанные формулы расчета, которые можно найти в Пункте 4.8 утратившего силу МДС 81-3.99. Рассмотрим, как это работает на примере первой схемы перебазировки - своим ходом.
Схема №1 – Перебазировка своим ходом
Формулу определения затрат на перебазирование строительной техники своим ходом (Псм) можно найти в Подпункте 4.8.1 МДС 81-3.99. Выглядит она следующим образом:
где:
Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы (марки машины), руб./маш.-ч (Пункт 4.4 МДС 81-3.99);
Этр - затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч. Данный показатель определяется по формуле:
где:
Нл - среднегодовая линейная норма расхода энергоносителя для машины данной типразмерной группы, л/100 км пробега; принимается (в порядке очередности применения) по паспортным данным, по установленным нормативам, или, при их отсутствии, по среднему, фактически сложившемуся расходу;
Дэ - плотность энергоносителя данного вида, кг/л;
Гп - годовой пробег строительной машины данной типоразмерной группы, 100 км/год;
Цэ - цена приобретения энергоносителя данного вида (бензина или дизельного топлива), руб./кг;
Зд.э - затраты на доставку энергоносителя данного вида до заправляемой машины, руб./кг;
Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
С - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч (Пункт 4.6 МДС 81-3.99);
Если машина относится к разряду карбюраторных (работающих на бензине), то затраты определяются по формуле (Ск):
Ск = (0,035*Цмм + 0,004*Цпс + 0,015*Цтм)*Нб, где
0,035; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены, соответственно, на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
Нб - норма расхода бензина для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч.
Если машина дизельная, то нормативный показатель затрат на смазочные материалы (Сд) определяется следующим образом:
Сд = (0,044*Цмм + 0,004*Цпс + 0,015*Цтм)*Нд*Кп, где
0,044; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены, соответственно на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла на дату введения в действие сметной расценки с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
Нд - норма расхода дизельного топлива для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч;
Кп - коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя, однако при отсутствии пускового двигателя коэффициент (Кп) не применяется. Коэффициент Кп устанавливается (в рекомендуемом порядке очередности применения) на основе рекомендаций завода-изготовителя или по фактическим затратам.
Для машин с электроприводом или работающих на сжатом воздухе затраты на смазочные материалы определяются (в рекомендуемом порядке очередности применения) по:
- паспортным данным;
- инструкциям на эксплуатацию машин;
- рекомендациям, приводимым в технической литературе.
В - время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки) - показатель отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Для машин, которые перемещаются своим ходом, этот показатель ограничивается рамками одного дня (суток) и определяется по формуле:
Тп = Крс х Кс, где:
Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;
Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/день (сутки).
Так выглядит математическая модель определения затрат на перебазировку строительных механизмов своим ходом. Однако расчеты можно значительно упростить, с помощью программного модуля «Адепт: Перебазировка». Для этого нажимаем на кнопку «Создать калькуляцию» и в выпадающем списке выбираем «Своим ходом». Появившееся окно расчетов позволяет полностью автоматизировать процесс определения стоимости перебазировки своим ходом, необходимо лишь ввести всю требующуюся информацию в указанные поля в следующей последовательности:
1. Для начала вручную (в поле «Наименование машины») или с помощью поиска (кнопка лупа) вводим машину для перебазировки.
Преимущество выбора машины с помощью поиска по базе ЭМ заключается в том, что в этом случае программой автоматически заполнятся «Затраты на энергоноситель» (Этр) и «Затраты на смазочные материалы» (С) в соответствующих вкладках, а во вкладке «Общее»: «Код машины», «Наименование машины», «ЗПм баз».
2. Далее вносим индексы пересчета текущих цен для эксплуатации машин «Иэм» и зарплаты машинистов «Изпм» (можно разные, можно одинаковые).
3. Затем вносим данные для расчета зарплаты. Это накладные расходы НР (%), сметная прибыль СП (%), коэффициенты к зарплате машинистов перебазируемой машины (например, вахтовую надбавку). Так рассчитается зарплата с коэффициентами, накладными расходами и сметной прибылью в базовых ценах ЗПм баз с коэф НР и СП.
4. Следующий шаг – ввод расстояния от базы механизации до строительной площадки (км), средняя скорость движения при перебазировке (км/ч), Крс - нормативная продолжительность рабочей сметы (маш-ч/смена), Кс - коэффициент сменности работы машины (смена/сутки). Таким образом, рассчитывается время перебазировки мащины на стройку и обратно В=(расстояние/скорость)*2 и время работы машины на одной строительной площадке, Тп=Крс*Кс.
5. На основе всех введенных данных справа рассчитаются Затраты на перебазировку своим ходом на 1 маш-ч в базовых ценах и текущих ценах. Чтобы узнать общую стоимость, нужно ввести «Время использования машины по смете» - количество машино-часов по смете для этой машины.
6. Как мы уже говорили, Этр во вкладке «Затраты на энергоноситель» и С во вкладке «Затраты на смазочные материалы» берутся автоматически из сборника на эксплуатацию машин, если выбирать машину поиском из справочника. Однако, если необходимо рассчитать Этр и С отдельно по статьям затрат, то ставим галку «Рассчитать» и вводим данные в ячейках самостоятельно. Отметим так же, что Годовой режим работы перебазируемой машины берется автоматически из МДС 12-13.2003 (Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин) табл. 1-9, если ввести «тип машины» и «температурную зону».
7. После ввода всех данных нажимаем кнопку «Сохранить» и результат калькуляции отобразится в расчете на экране.
Так просто и без лишних усилий можно автоматизировать работу математической формулы расчета перебазировки строительной техники своим ходом, включив затем полученный результат в сметную документацию. О формулах и расчете других схем перебазирования механизмов мы поговорим с вами в наших следующих статьях.